Работодателей привлекут к оценке качества образования

В вузах жалуются на слабую школьную подготовку абитуриентов, работодатели заявляют о ненадлежащем уровне компетенций выпускников университетов — «Завтра твоей страны» о том, как объективно оценить качество образования, чтобы разорвать этот порочный круг.

В Минобразования заявляют о планах по улучшению качества кадров

Главным ресурсом экспортно-ориентированной экономики Беларуси считаются высококвалифицированные кадры. Чтобы добиться высокого качества их подготовки, Минобразования принялось ужесточать требования к абитуриентам.

В следующем году минимальную оценку по централизованному тестированию для участия во вступительной кампании в вузы собираются повысить с 7 до 10 баллов или даже выше.

В нынешнюю абитуриентскую кампанию порог 7 баллов не преодолели 11,27% тестируемых по математике, более 9% — по физике и от 0,04 до 3,67% — участников ЦТ по другим предметам.

Чтобы в вузы поступали лучшие, в следующем году планируется отменить и раздельный конкурс для городских и сельских учреждений образования. Результаты ЦТ горожан и сельчан в этом году сопоставимы, а по трем предметам — географии, французскому и испанскому языку — выпускники сельских школ набрали даже больше баллов.

Еще одна мера по улучшению качества образования — сокращение числа заочников. Если в частных вузах два года назад 30% студентов обучалось на дневной и 70% — на заочной форме, то в прошлом году — 34% и 66%, а в этом уже — 47% и 53% соответственно. В следующем году число заочников еще сократится . Кроме того, планируется выдвинуть требование, чтобы такие студенты работали по профилю будущей специальности, желательно с первого курса, в крайнем случае — со второго.

Независимая оценка среднего образования уже есть?

Беларусь является одной из немногих европейских стран, где не применяются международные системы оценки качества, основанные не на изучении накопленной информации (как ЦТ), а на оценке компетенций — то есть, развития способности думать и принимать решения.

О необходимости применения в Беларуси международной оценки образовательных достижений учащихся PISA эксперты заявляют с 2010 года. PISA применяется в 65 государствах, в том числе Азербайджане, России, Молдове, странах Балтии.

— Я думаю, мы постепенно включимся во все эти исследования оценки подготовки учащихся, которые базируются на формировании компетенций, а не накоплении знаний. Пока изучаем опыт, в том числе России, — отмечает первый заместитель министра Александр Жук заинтересованность Минобразования в применении международной оценки образовательных достижений учащихся. Однако подчеркивает, что для проведения оценки качества по системе PISA необходимо внести значительный взнос.

Пока же независимой оценкой уровня подготовки выпускников среднего звена замминистра считает ЦТ.

— В один и тот же день все абитуриенты оказываются в равных условиях. Только уровень их подготовки может помочь показать результат, — аргументирует свою позицию Александр Жук и успокаивает: не стоит думать, что каждый, поступивший в вуз, станет дипломированным специалистом.

Ежегодно в Беларуси отчисляют около 15 тысяч студентов, как на технических, так и на гуманитарных специальностях. И это, по словам замминистра образования, обычная европейская практика.

— Можно значительно увеличить минимальный проходной балл для участия в конкурсе, но есть и другой вариант, — говорит Александр Жук. — В университетах Германии, например, выпускается лишь треть поступивших. Трудно учиться, многих отчисляют во время экзаменов, если они списывают. Часть отсеивается при защите диплома, поскольку требования к работе очень жесткие. Однако в результате вузы выпускают хорошо подготовленных специалистов.

Как оценить качество подготовки специалистов?

Качество образования в вузах Беларуси оценивает Департамент контроля качества Министерства образования. В его компетенции — вопросы аккредитации, аттестации, лицензирования и инспектирования учреждений образования РБ.

Однако в стране никогда не проводилась внешняя оценка качества как высшего, так и среднего образования.

В Евросоюзе внешний контроль качества осуществляют Европейская Ассоциация Университетов, Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования, Европейская Комиссия, Национальный Союз Студентов Европы. Обеспечение качества высшего образования оценивается в различных контекстах: экономическом, социальном и культурном. Среди показателей — качество определенного предмета, программы, учебного заведения, где они используются.

Агентства, работающие над оценкой качества образования, являются в Европе экономически независимыми. Экспертов обучают, повышают их квалификацию. Работают процедуры, которые способствуют повышению качества. Например, может быть введен запрет для вуза на выдачу дипломов или даже аннулирование аккредитации.

Член общественного Болонского комитета, эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич считает, что существующая в Беларуси система контроля не способствует улучшению качества образования и не соответствует европейским подходам.

— Качество образования по-белорусски — это соответствие стандартам Минобразования, а не способность выпускника решать производственные задачи, — отмечает эксперт. —

— Проблема также заключается в том, что участие студентов и работодателей в оценке и управлении качеством является минимальным.

Оценку качества со стороны самого учебного заведения или Министерства образования нельзя считать независимой. Объективно исследовать его можно только со стороны.

— Это может быть работодатель или другой университет. Можно дать слово абитуриенту, который оценил бы, какую образовательную услугу он получил, — считает Светлана Мацкевич. — Для этого проводится анкетирование студентов. В европейских университетах значительная часть предметов в образовательных модулях выбирается студентами, тем самым они высказывают свои предпочтения.

В Беларуси в связи с сокращением гуманитарного блока также планируется предоставить студентам выбор предметов в рамках модулей. Кроме того, несколько расширятся полномочия вузов: 30% учебного времени в аспирантуре будет определяться Минобразования, а 70% — вузом.

Осенью Минобразования собирается обсудить вопрос более широкого участия в работе госкомиссий по защите дипломных работ с Белорусской промышленной ассоциацией. Александр Жук подчеркивает, что работодатели оценивают качество образования более независимо и жестко, чем представители вузов.

— В числе прочих мер в направлении улучшения качества мы планируем расширение присутствия в государственных экзаменационных комиссиях представителей работодателей и нанимателей, — делится планами замминистра.

Возможно, это даст положительные результаты или хотя бы поможет выявлению проблем. Пока же во многом оценить качество образования в Беларуси не позволяет система управления им, строящаяся по вертикали.

Вузы не должны ждать указаний сверху, поскольку от качества зависит стремление студентов учиться в том или ином учебном заведении — таково мнение директора Европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования Марии Кело.

Эксперт подчеркивает, что сейчас и перед странами Восточной Европы стоит проблема независимости контроля качества. Пока система сама себя и оценивает. и контролирует.

— Таким образом, необходимо перестаивать систему образования в целом, а не только систему оценки качества. Импульсом для этого вполне могли бы стать реформы, которые предваряли бы вхождение Беларуси в Болонский процесс, — резюмирует Светлана Мацкевич.

Возможно также, что вопрос оценки качества образования решался бы проще, если бы Беларусь признала принципы, которые являются основополагающими для европейского образовательного пространства: автономия университетов, академические свободы и деполитизация образования.

+ Как белорусским вузам получить знак качества

+ Зачем готовить конюхов в XXI веке?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 1