Как белорусским вузам получить знак качества

Система оценки качества образования в Беларуси не соответствует европейским подходам. Почему вузам не удается поставить заслон повальному плагиату среди студентов и как потребители образовательных услуг стали жертвами, выясняет «Завтра твоей страны».

Министр образования Беларуси Сергей Маскевич отметил в интервью БЕЛТА , что белорусская система образования ориентируется в своем развитии на пятый и шестой технологические уклады, которые «предъявляют очень жесткие требования к качеству подготовки специалистов». Однако о системе оценки качества накануне вступительной кампании и окончательного решения Болонского комитета о принятии или нет Беларуси в Единое европейское образовательное пространство министр не сказал ни слова.

Именно систему контроля качества считают не соответствующей европейским подходам белорусские независимые эксперты.

— Действующая система управления в образовании не позволяет адекватно оценить этот показатель. Поскольку качество является результатом некой деятельности, необходимо перестраивать процесс образования внутри учебных заведений, а не только систему оценки качества, — заявила член общественного Болонского комитета, эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич на встрече белорусских экспертов в сфере образования с коллегами в Брюсселе в рамках проекта «ЕС и Беларусь: делимся опытом».

Качество образования в Беларуси оценивает Департамент контроля качества Министерства образования. В его компетенции — вопросы аккредитации, аттестации, лицензирования и инспектирования учреждений образования РБ.

Независимой экспертизы в Беларуси, по словам Светланы Мацкевич, нет.

Дорожная карта, предложенная Общественным Болонским комитетом для вхождения Беларуси в Единое европейское образовательное пространство, подразумевает признание квалификаций бакалавра — магистра — доктора. Далее — закрепление в законе реальной автономии вузов и гарантий академических свобод. Завершение реформирования системы академических степеней и квалификаций и системы контроля качества предполагается на третьем этапе.

Как отмечает Светлана Мацкевич, речь идет о создании в Беларуси субъекта, который контролирует качество и заинтересован в нем.

— Любые созданные структуры могут оказаться формальными, если там соберутся люди, не заинтересованные в качестве образования, — возражает проректор по учебно-методической работе Республиканского института высшей школы (РИВШ) Игорь Титович, отмечая, что все участники процесса должны быть проникнуты стремлением к повышению качества образования.

Больше других заинтересованы сами вузы

Качество образования является, прежде всего, заботой университетов, отмечает директор Европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования Мария Кело. Вузы не должны ждать указаний сверху, поскольку от качества зависит стремление студентов учиться в том или ином учебном заведении. Обеспечение внутреннего контроля качества достигается различными методами, в том числе с участием студентов, которые оценивают определенные курсы и работу преподавателей.

— Важно, чтобы студенты были полноценными участниками образовательного процесса и учились в атмосфере академических свобод и мобильности. Опрос студентов позволяет обеспечить систему внутреннего контроля за качеством, — считает Мария Кело.

В Беларуси тоже проводят опросы студентов. Другое дело, прислушиваются ли к их мнению. На взгляд профессора Белорусского государственного университета Александра Пересыпкина, белорусская система образования в целом (в том числе и ее качество) до сих пор страдает из-за того, что в 2005 году не вступила в Болонский процесс.

Например, студенты последнего курса, отвечая на вопрос о качестве образования, рассказывают, что при написании курсовых и дипломных студенты повально занимаются плагиатом.

— И студенты, и преподаватели понимают, что это плохо. Это не есть качество, однако это происходит. Студенты недоумевают, почему вузы не поставят заслон массовому списыванию, — говорит Александр Пересыпкин.

По его мнению, академическое сообщество и потребители образовательных услуг стали жертвами дважды. В первый раз — в результате политического решения белорусских властей в 2005 году, а во второй — теперь в результате решения рабочей группы Болонского процесса, которая отметила неготовность Беларуси вступать в Болонский процесс.

— Мне кажется, от этого решения проигрывают абсолютно все — и преподаватели, и студенты, — отмечает эксперт.

Пока система контролирует себя сама

В таком случае белорусским вузам необходимо быть готовым к внешней оценке системы образования и работе вузов, как это происходит в Европе. Речь идет о контроле не только со стороны экспертов в различных дисциплинах, которых допускают к оценке знаний студентов, но и об ассоциациях работодателей.

В ЕС внешний контроль качества осуществляет Европейская Ассоциация Университетов, Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования, Европейская Комиссия, Национальный Союз Студентов Европы. Также в этом направлении работают национальные агентства и ассоциации, университеты и министерства.

Обеспечение качества высшего образования оценивается в различных контекстах: экономическом, социальном и культурном. Среди показателей — качество определенного предмета, программы, учебного заведения, где они используются.

Мария Кело подчеркивает, что сейчас и перед странами Восточной Европы стоит проблема независимости контроля качества. Пока система сама себя оценивает и контролирует сама себя.

При этом в Европе агентства, работающие над оценкой качества образования, являются экономически независимыми. Экспертов обучают, повышают их квалификацию. Есть традиции и культура оценки качества. Также работают процедуры, которые этому помогают. Например, может быть введен запрет для вуза на выдачу дипломов или даже аннулирование аккредитации.

— Ни автономность университетов, ни культура оценки качества автоматически не достигаются. Во многом эти процессы связаны со сменой поколений, имеют отношение к менталитету. Главное — стремление к качеству и политические решения, этому способствующие, — отмечает Мария Кело.

Справка «Завтра твоей страны»

Визит белорусской делегации в Брюссель состоялся в рамках проекта «ЕС и Беларусь: делимся опытом». Его реализует «Офис за демократическую Беларусь» (Брюссель, Бельгия) в партнерстве с Белорусским институтом стратегических исследований (Вильнюс, Литва) и ОО «Белорусский союз транспортников» (Минск, Беларусь) при поддержке Европейской комиссии. Информационно-техническую поддержку программы в Минске оказывает просветительское учреждение «Офис европейской экспертизы и коммуникаций».

  • Оцени статью: