Гендерное воспитание: без теории к практике?

Маленький ребёнок не делит мир на мужской и женский, но растёт в атмосфере, соответствующей его полу. Отступления, как правило, не приветствуются. А как же гендерное равенство? – задают вопрос эксперты.

«Наследник» и «мамина помощница»

— Казалось бы, уже с рождения можно передавать ребёнку эгалитарные ценности, свободные от стереотипов и предрассудков, — рассуждает Татьяна Щурко, магистр социологии, исследовательница гендерной проблематики. – Но происходит иначе. С первых дней жизни идёт чёткая трансляция предписаний. Пол определяет, какие подарки дарят, какие игрушки покупают, как с ним разговаривают, какие эпитеты используют. О мальчике говорят «наследник» (отец видит в этом символ своей мужественности), о девочке – «мамина помощница»…

Так формируются первые гендерные стереотипы. Затем «наследники» и «мамины помощницы» идут в школу. Как правило, к мальчикам и девочкам предъявляются разные требования – это касается и знаний, и поведения. Дети принимают правила игры – это подтверждают результаты исследования гендерной компетентности учащихся, проведенного в 2009 году:

Таблица 1. Распределение учащихся (школьников и студентов) Беларуси,

согласных с предложенными утверждениями

Утверждения

Согласны, %

пол ребенка определяет, о чем с ним/ ней говорить, что советовать, что дарить и т.п.

57,8

для девочки более важно быть аккуратной и прилежной, чем для мальчика

66,7

грубость и агрессивность у девочек менее простительна, чем у мальчиков

54

девочки более способны к изучению гуманитарных дисциплин, а мальчики – точных и естественных

47,7

девушек нужно готовить, прежде всего, к роли матери и хозяйки, а юношей – к профессии, способной обеспечить семью материально

61

Подмена понятий?
Кодекс об образовании Республики Беларусь 2011 года называет одной из основных составляющих воспитания в системе образования «гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе» (п. 5.7, ст. 18). Уже сама формулировка указывает на особенное предназначение человека в зависимости от пола, что не соответствует идеям гендерного равенства.
— Здесь налицо подмена понятий. Школа предлагает не гендерное, а семейное воспитание, направленное на закрепление традиционных ролей, — комментирует Татьяна Щурко.
С другой стороны, уже то, что в нормативных документах говорится о гендере, можно считать положительной тенденцией. Но знакомы ли с этим понятием педагоги и если да, то что подразумевают под ним? Данные международного исследования заставляют задуматься. Почти половина белорусских учителей ничего не слышали о гендере; ещё треть знают о существовании этого понятия, но не могут объяснить, что оно означает.
Диаграмма 1. Уровень знакомства учителей с понятием «гендер» (распределение в %, по данным исследований в Беларуси, Молдове и Украине)

Получается, что учителя не имеют теоретической подготовки в сфере гендера и передают, скорее, свой личный (в том числе семейный) опыт. Школа закрепляет патриархатные роли, то есть учит тому же, что и традиционная семья.
«Защитник» и «будущая мать»?
«Не плачь, ты же мужчина (будущий защитник)!», «Нельзя грубить! Ты же девочка!» - нечто подобное говорили в школе большинству белорусских студентов. По данным исследования, 47% одиннадцатикласниц часто слышали от учителей: «Ты же девочка – будущая мать (жена, хозяйка)!».
Казалось бы, что в этом плохого? Однако наша собеседница уверена, что за простыми и, казалось бы, безобидными словами кроется серьёзная опасность.
— Фразы наподобие «Не плачь, ты же мужчина!» - одна из причин того, что в Беларуси уровень суицидов среди мужчин в пять раз выше, чем среди женщин, - говорит Татьяна Щурко. – Высокая смертность от сердечных заболеваний у мужчин тоже связана с такими установками. С детства мальчика учат: мужчина – добытчик, он несёт ответственность за семью, у него должна быть хорошая работа – причём именно мужская профессия, а не, скажем, учитель начальных классов... Но если у него не получается? В нынешних экономических условиях мужчина не чувствует, что реализовал себя, и собственная мужественность для него под большим вопросом – а возможно, и для его жены.
В этой тяжёлой для него ситуации мужчина не может выразить свои эмоции, потому что их нельзя выражать, и стресс накапливается. Всё это приводит к невероятным разочарованиям, которые в том числе провоцируют такое количество суицидов.
Мальчики часто слышат о том, что они – мужчины, защитники, воины, но почти никогда – что они будущие отцы. Ответственность за ребёнка – это формулировка для девочек. «Не кури, ты же будущая мать!» - типичный пример.
— Здесь важно правильно расставить акценты, - продолжает Татьяна Щурко. — Девочка обязана заботиться о своём здоровье просто потому, что она человек и хочет прожить счастливую жизнь. Возможно, она реализуется, родит ребёнка, возможно и нет, но она должна быть здорова в любом случае. А в формулировке «ты же будущая мать» женщина не важна сама по себе, как человек, а рассматривается как «потенциал» и «генофонд», «резерв родов», как пишут в гинекологии. Она даже не субъект, она объект, который выносит рабочую силу и будущее нации, и будто бы только поэтому мы должны заботиться о ней и сохранить её здоровье – а не ради её самой.
Установки «мужчина – добытчик и защитник», а «женщина – хозяйка и мать» разделяют большинство белорусов и значительная часть белорусок. Отсюда – дополнительная (и весьма значительная) нагрузка на женщину.
— Девушку настраивают на роли только лишь домохозяйки и матери, но это не соответствует реальности, - говорит Татьяна Щурко. – Ведь сейчас преобладает модель двухкарьерной семьи, где оба супруга работают и зарабатывают деньги. Женщина оказывается между молотом и наковальней, не зная, как совместить довлеющие над ней стереотипы и реальность.
Семейные ценности + идеи равноправия = ?
Очевидно, что традиционное, семейно-патриархатное воспитание в наших школах присутствует. Как совместить его с гендерным? По мнению Татьяны Щурко, гендерное образование должно присутствовать в каждом предмете – на практическом уровне, с конкретными примерами.
— Например, в истории было немало влиятельных женщин, о которых мы почти ничего знаем. Кроме того, мы в принципе мало знаем о женской истории. Ведь что такое история? Она не равна политике. То, как раньше воспитывали детей – это тоже история. Но домашней сфере на уроках не уделяется столько внимания, как публичной, и, следовательно, она не представляется нам такой важной, как влияние и власть, -- говорит эксперт.
В литературе могут быть другие женские образы. Очень важно, чтобы преподаватель акцентировал внимание на гендерных аспектах. Ведь если прочитать классику не критично, то сформируется красивый образ милой и хрупкой женщины, под который не все сегодня подпадают. Но учитель может объяснить, почему был распространён именно такой образ, соотнести его с историческими фактами. А на уроках трудового воспитания не нужно учить девочек варить кашу… Ведь не все женщины любят готовить, это очередной стереотип.
— Вероятно, самое важное в гендерном образовании – показать, что наше биологическое тело не всегда связано с предписаниями, которые накладывает на нас общество, - подводит итог Татьяна Щурко. — Если ты женщина, это не значит, что ты лучше моешь посуду. Отец может дать ребёнку такую же заботу и нежность, как и мать… Традиционные роли полов – это на 99% результат социализации.
Если вдуматься, то традиционные гендерные роли и не так уж традиционны и незыблемы. Когда в послевоенные годы в СССР резко сократилось количество мужчин, их место на стройках, возле станков заняли женщины. Перемены происходят и в мирное время. Ведь синхронное плавание начиналось как мужской вид спорта, а сегодняшняя «женская» профессиональная сфера – медицина – была закрыта для представительниц прекрасного пола. Одним словом, все так называемые «мужские» и «женские» профессии, представления о «настоящих мужчинах» и «истинных леди» - не более чем условность.
В разных обществах бытуют противоположные представления о гендерных ролях. В наших семьях выбивать ковры, - как правило, обязанность мужчины. А вот у чукчей шубы и покрытия из шкур выбивают женщины. Хотя если шуб много, а женщин не хватает, шаман назначает помощников-мужчин.
Может быть, весь вопрос в том, чтобы взять на себя роль шамана и найти компромисс хотя бы в своей семье?
  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5