Рабочие кадры надо учить в Беларуси по-новому

Чиновники гордятся белорусской системой подготовки рабочих кадров, но в то же время сетуют, что в стране не хватает квалифицированных рабочих. Эксперты отмечают настоятельную необходимость ее модернизации.

Президент системой профтехобразования доволен

Проблема обсуждается на самом высоком уровне. Президент Беларуси Александр Лукашенко недавно высказал удовлетворение тем, что в стране сохранилась система ПТУ, профессиональных лицеев и колледжей, и пообещал, что развитие системы профтехобразования будет продолжаться. Главный аргумент: рабочие специальности будут нужны всегда.

-- Сегодня самая большая проблема -- некому работать, нет специалистов, -- цитирует главу государства БЕЛТА. -- То, что мы это сохранили, -- величайшее наше достижение. Ко мне обращаются коллеги из постсоветских государств с просьбой подготовить людей по рабочим специальностям, поскольку у них система ПТУ развалилась.

Между тем, если в странах Европейского Союза более 60% то общего числа зачисленных в учреждения среднего образования получают профессиональное образование, то в Беларуси, по данным за 2007 год – всего 36%.

Исследования Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка свидетельствуют о росте в последнее время количества предприятий, руководители которых заявляют, что недостаток профессиональных навыков сотрудников тормозит развитие производства.

В Беларуси всего за четыре последних года доля таких предприятий выросла с 33 до 55 процентов. И разрыв этот, как пояснил ранее «Завтра твоей страны» Региональный менеджер по работе с Беларусью Европейского фонда образования (ЕФО) Тимо Куусела, самый большой среди стран Восточного партнерства, где ситуация изменилась не столь кардинально.

-- Например, в Армении доля предприятий, руководителей которых не устраивает квалификация работников, выросла с 16 до 24%, в Азербайджане – с 7 до 12%, в Молдове – с 34 до 43%, -- подчеркнул эксперт.

Новичков всегда нужно доучивать, признают на предприятиях. А это дополнительные затраты. Мало того, инвестиции в обучение работников рискованны: уже переученный работник может выбрать другую работу с более высокой зарплатой. По данным ЕБРР и Всемирного банка, в 2009 году доля белорусских предприятий, которые организуют обучение и повышение квалификации для своих постоянных сотрудников составляет 38,1%.

По сравнению с другими странами Восточного партнерства Беларусь выглядит неплохо. В Украине этот показатель составляет 29%, в Армении – 22,1%, в Азербайджане – 12,5%.

Но от стран Центральной Европы, Балтии мы отстаем. Промышленные предприятия Чехии предоставляли обучение 52% работникам, Польши — 60,8%.

Чему не учат в ПТУ?

Есть рабочие специальности, по которым в ПТУ вообще не учат. Заместитель директора по учебно-методической работе Учреждения образования «Международный частный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров БелТЮФ» Екатерина Шилейко отмечает, что задействовать ресурс ПТУ не всегда целесообразно. Например, в Минобразования пришли к выводу, что нерентабельно организовывать подготовку операторов заправочных станций –  их в Беларуси не так уж и много. Или еще пример рабочих специальностей, по которым не получишь образование в ПТУ, — резчик алмазов, машинист экструдера.

-- Существуют смежные профессии. Например, стропальщиков в ПТУ готовят. Однако порой случается, что квалифицированный машинист крана периодически выполняет обязанности стропальщика. Получать квалификацию стропальщика в течение двух лет в ПТУ не имеет смысла. Вот почему государство разрешило готовить рабочих в условиях производства, -- говорит Екатерина Шилейко.

Подметать двор учат целый месяц

Те, кто учит и переучивают рабочих, отмечают, что по многим специальностям не существует эталонных программ.

Екатерина Шилейко убеждена: законодательство, касающееся подготовки рабочих кадров, нуждается в доработке. Она подчеркивает, что согласно приложению к «Положению о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих)», утвержденному постановлением Совета Министров, любое учреждение, которое хочет подготовить рабочих, должно использовать типовую учебную программу, на основе которой разрабатывать свой учебный план.

— Типовые программы разрабатываются ведущими (головными) учреждениями образования, утверждаются Министерством образования РБ, а их перечень находится на сайте РИПО, -- отмечает Екатерина Шилейко. -- В настоящее время для очень многих профессий их нет.

В этом году «Международный частный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров БелТЮФ» получал лицензию в Госпромнадзоре на подготовку персонала для потенциально опасных промышленных объектов в учреждениях, не входящих в систему Министерства образования. Первое, что попросили представить в Госпромнадзоре, типовую программу.

-- А таковой в Беларуси нет, -- говорит Екатерина Шилейко. -- Тогда мы предъявили свою программу с рецензиями сотрудников известных государственных образовательных центров. Пришлось долго доказывать, что по этой программе будут учить преподаватели высшей категории, работавшие в государственных учебных центрах, прежде чем разрешение было получено.

Существует также проблема неоправданно завышенных сроков обучения для ряда специальностей во время повышения квалификации и переподготовки. Так, например, дворника нужно готовить месяц.

— Помощника воспитателя или няню для работы в детском саду, согласно нормам, нужно учить около трех месяцев. При этом очевидно, что их на практике никто так не учит. Нет таких училищ, дающих квалификацию няни, -- говорит Екатерина Шилейко.

Эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич также указывает на наметившуюся негативную тенденцию — прикрепление системы профобразования к конкретным предприятиям.

— Положение о базовом предприятии, когда учебное заведение готовит кадры для определенного предприятия, возвращает систему в советские времена. Это сужает возможности учебных заведений. Необходимо ориентироваться на весь рынок, обеспечивать самостоятельность учебных заведений. Думаю, это делается по экономическим причинам, поскольку финансирование системы образования сегодня недостаточно, -- полагает эксперт «Завтра твоей страны».

Истоки проблем профобразования -- в экономике

Светлана Мацкевич считает, что истоки проблем в профессиональном образовании надо искать на макроуровне, то есть -- в экономике.

— Для начала следует определить место системы образования на рынке труда. Рабочие специальности должны изменяться. Это может происходить, только если модифицируется экономика, производство. Чтобы подготовить специалиста, необходимо время. Пока специалисты окажутся на рынке труда, не ровен час, может измениться сам рынок. Необходимо отслеживать ситуацию и заранее предвосхищать подготовку кадров, -- считает эксперт.

Однако пока реструктуризация экономики идет очень медленно, структура производства практически не меняется. Перечень рабочих профессий и специальностей многие годы остается почти одним и тем же.

-- Как только на макроуровне начнется тенденция изменений, это приведет к изменениям и на рынке труда, и в системе профобразования. И делать это придется достаточно оперативно, -- прогнозирует Светлана Мацкевич.

Насколько сможет справиться с такой задачей система профессионального образования, которая в течение долгих 20 лет практически не изменялась и существует в советской модели, -- большой вопрос.

Справка «Завтра твоей страны»

В Беларуси более 224 учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, из них в системе Минобразования — 222.

Общее количество учащихся на уровне профессионально-технического образования в 2008 году по республике составило 99,0 (в 2007 году – 105,1) тыс. человек, из них в учебных заведениях системы Минобразования – 97,8 (в 2007 году – 103,6) тыс. человек.

  • Оцени статью: