Куда «закапывают» деньги владельцы агроусадеб

И кто от этого в прибыли, подсчитала председатель Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова в день пятнадцатилетия агроутристической отрасли в Беларуси.

Игрокам рынка сельского туризма удалось отстоять право без регистрации ИП проводить банкеты, свадьбы и оказывать другие дополнительные услуги, доходы с которых помогают владельцам пережить «мертвый» сезон.

Председатель правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова отмечает, что за пятнадцать лет существования в Беларуси агротуристической отрасли много сил пришлось потратить на лоббирование ее интересов. А ведь именно процветание этой отрасли спасает экономику регионов.

— В стране есть 2,5 тысячи усадеб, где люди делают то, к чему у них лежит душа. Они живут в сельской местности и работают на ее развитие. И когда приезжают туристы, создаются объекты, инфраструктура, веломаршруты или что-то еще, это хорошо и для местной власти, и для людей, — считает эксперт.

Агротуризм – бизнес с минимальным риском, считает Валерия Клицунова. Даже если дело не пойдет, у семьи остается благоустроенный дом, а стоимость земли рано или поздно вырастет. Получается, что вложенные деньги становятся долгосрочными инвестициями.

— Опыт музея «Дудутки» показал, что сельский туризм – абсолютно классная тема, которая хороша для всей страны. В то же время возникло первое движение по агротуризму в Литве. И я подумала, почему не у нас? — вспоминает Валерия Клицунова.

На первый призыв присоединиться к движению люди отзывались более активно, чем того ожидали инициаторы. И 20 ноября 2002 года было создано региональное объединение. С этого момента началось движение агроэкотуризма в Беларуси.

— Первым шагом было мое желание и уверенность, которой не было ни у кого. Вторым — создание организации. Опыт европейских стран показывает: пока нет организации, которая будет стабильно лоббировать интересы, обучать, делать проекты, договариваться с правительством, ничего сделать невозможно, — рассказывает глава БОО «Отдых в деревне».

Дальше оказалось, что в Беларуси есть большой человеческий потенциал – люди способны наладить хороший сервис и хотят показать, что в белорусской деревне есть что предложить туристам. Это природа, душевное гостеприимство, обряды, фольклор, история, еда, народные ремесла. Дело оставалось за грамотной стратегией.

Помог Указ 372 главы государства. Документ был минимально бюрократичным и давал максимальные свободы: заявительный принцип регистрации, налоговые послабления для владельцев усадеб (всего одна базовая в год) и льготные кредиты под 5% годовых.

— Такого нет ни в одной из близких нам стран. Следом появилось подспорье от «Белагропромбанка», — рассказывает Валерия Клицунова.

Именно благодаря прогрессивному законодательству агротуризм со временем стал привлекать не только сельских жителей, но и крупных бизнесменов, восстанавливающих заброшенные поместья и скупающих почти целые деревни.

Позже указ пришлось отвоевывать целых полтора года. Для поведения свадеб и других торжеств в агроусадьбах владельцам усадеб хотели предложить оформлять ИП, что, по мнению многих из них, могло загубить индустрию.

— Это была постоянная борьба и диалог. Неадекватный вариант указа вернули на рассмотрение, после чего еще полгода шли обсуждение и переговоры с разными заинтересованными министерствами. В итоге диалога удалось прийти к нормальному варианту, — комментирует Валерия Клицунова.

Деньги не увезти, а вложили в экономику региона

Выгодные налоговые условия — хороший стимул для быстрого роста услуг сельского туризма, который увеличивает объем инвестиций в местные проекты.

Бизнес в агротуризме, по словам эксперта, в основном рентабельный. Но главное в его росте — вложения в сельскую местность.

— Люди зарабатывают и потом свои двести тысяч или полмиллиона «закапывают» в деревню. И чем больше человек вложил, тем больше он зарабатывает, − говорит Валерия Клицунова. — Деньги, которые люди могли увезти, они вложили в экономику региона.

Туристы, которые приезжают в агроусадьбы, тратят деньги на заправках, в местных музеях, магазинах.

— Можно посчитать, сколько зарабатывают от одной семьи иностранцев, решившей посетить усадьбу, хозяин и страна. Они купили четыре визы, четыре билета «Белавиа», трансфер, страховки, они пожили в Минске, сходили в рестораны и за сувенирами, могли взять машину напрокат, переводчика. То, что туристы оставляют хозяину, это лишь малая доля в этой цепочке, — объясняет Валерия Клицунова.

«Мы можем стать страной агротуризма для всего мира»

Первые годы агроусадьбы ограничивались предоставлением услуг, подобных гостиничным, и небольшим набором развлечений.

— Появились усадьбы, еда. Дальше встал вопрос, что, собственно, делать в белорусской деревне? Здесь же все разрушено: ни тебе магазинов, ни ресторанов, ни ярмарок и праздников, — вспоминает глава «Отдыха в деревне».

Владельцы усадеб стали взаимодействовать друг с другом, с местными властями, создавая туристические кластеры, организовывающие досуг туристов.

Сейчас упор делается на систему усадеб-экомузеев, развитие туризма, доступного для людей с инвалидностью, реализацию туристических услуг, основанных на принципах креативной экономики, приобщение к работе людей пенсионного возраста.

— 35% населения в деревнях — пенсионеры, которые, кроме прочего, не вовлечены в социальную жизнь. Из них 70% женщин, — объясняет Валерия Клицунова.

Россияне уже считают Беларусь лучшей страной для сельского туризма. Если продолжать развивать отрасль, в белорусское село станут больше приезжать и туристы из других стран.

— Мы можем стать страной агротуризма для всего мира. Автор путеводителя по Беларуси Найджел Робертс говорит, что самое интересное в Беларуси – это агроэкотуризм. Когда в Дудутках был главный секретарь Всемирной туристской организации Франческо Франджали, он сказал: «Это ваше конкурентное преимущество», — рассказывает Валерия Клицунова.

Конкурировать с другими странами в традиционном туризме Беларуси вряд ли удастся – ни природа, ни климат, ни инфраструктура не выдерживают конкуренцию. Но уникальный опыт в белорусской глубинке способен привлечь путешественникам, которым приелся привычный отдых в европейских городах, на море и в горах.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 19
  • Балл: 4.7